Раздел I. Информационно-справочные сведения об опыте.
Тема опыта: Инновационные технологии в преподавании обществознания как средство развития мотивации учения
1.2. Автор опыта:Гохар Елена Владимировна учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории, МКОУ Приморская СОШ
Место функционирования опыта: МКОУ Приморская СОШ Быковского муниципального района Волгоградской области
Новизна опыта: опыт изобретательский, адаптация и апробирование на уроках обществознания инновационных методов преподавания.
Длительность функционирования опыта: 2009-2012 годы
Материалы, представляющие опыт: опыт представлен описанием и приложениями:
«Уроки учительского мастерства»
Приложение № 1. «РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ» - обществознание 7 класс. Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий. Приложение №2 «ВЫДАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ» - Обществознание 7 класс. Урок с использованием проектной технологии, учебное сотрудничество.
Приложение № 3. «КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ» - обществознание 6 класс. Урок с использованием интерактивных методов обучения, кейс-технологии (ситуационные задачи), информационно-коммуникативной технологии. Приложение № 4. «ПОДРОСТОК В ГРУППЕ» - обществознание 7 класс Урок с использованием технологий интерактивного обучения, кейс-стадий (ролевая игра), моделирование проблемной ситуации, информационные технологии. Приложение № 5.«МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - обществознание 10 класс. Урок с использованием элементов проблемно- дискуссионной игры Приложение №6. «ГОСУДАРСТВО И ЕГО ГРАЖДАНЕ» – обществознание 6 класс Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, проблемного обучения, интерактивных технологий. Приложение № 7. «СЕМЬЯ» – обществознание 6 класс. Урок с использованием технологий личностно-ориентированного обучения.
Раздел II. Технологические сведения об опыте. 2.1. Актуальность опыта. Противоречия. Наши ученики – это люди нового поколения, современники информационного общества, требования к уровню развития их личности возрастают.
Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Но, к сожалению не все дети хотят учиться и сформировать такого молодого человека, которого требуют от нас стандарты, сложно. Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Если отсутствует должная мотивация, учитель историк-обществовед не может подготовить учеников к реальной жизни в современном обществе, т.е. основные компетенции учащихся будут не развиты. В начале своей педагогической деятельности наблюдая за детьми, беседуя с ними, анализируя результаты школьных олимпиад и конкурсов, я стала замечать, что у большинства учащихся преобладает репродуктивный уровень знаний по школьным предметам. Творческие способности развиты слабо, дети боятся аргументированно отстаивать свою позицию в споре. К тому же я обнаружила, что у детей слабый интерес к моим предметам. Мотивация учения – низкая.
Передо мной встал вопрос: почему даже школьники, старательно изучающие исторические факты, не всегда умеют ими оперировать, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории и обществознания. Противоречие - структура образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования не в состоянии учитывать особенности личности каждого ребёнка.
Для того чтобы мой урок был жизненным, интересным я стала искать выход, применяя инновационные технологии в рамках личностно-ориентированного образования.
2.2. Цель опыта: Развитие мотивации учения через использование инновационных технологий 2.3 Задачи, решаемые в опыте:
1. Систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие развивать познавательный интерес и сформировать устойчивую мотивацию учащихся.
3. Применить инновационные формы работы в процессе организации учебной деятельности.
4. Организовать учебный процесс в инновационном режиме школы. 2.4 Педагогические средства, используемые в опыте:
Информационно-компьютерные технологии.
Технология проектов (социальные, информационные, исследовательские)
Кейс технологии.
Интерактивные методы обучения. 2.5. Технология опыта.
Основная идея опыта: процесс активизации учебно-познавательной деятельности с помощью инновационных технологий на уроках истории и обществознания является основой формирования устойчивой мотивации и залогом формирования ключевых компетенций школьников. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения инновационных педагогических технологий, личностно-ориентированного образования, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий. Обучение строится на принципах личностно-ориентированного образования:
Принцип актуализации
-принцип индивидуальности
-принцип субъективности
-принцип творчества и успеха
-принцип доверия и поддержки
Проблему мотивации познавательного блока обучения можно решить посредством реализации следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
2) необычная форма преподнесения материала;
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.