5. Внеурочная деятельность
Краткое описание о методах и формах внеурочной работы по истории
Внеурочная работа по истории - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.
Цель внеурочной деятельности - углубление знаний, полученных школьниками на уроках,формирование навыков самообразования, повышение уровня социализации школьников, формирование чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.
Задачи:
- развивать умения учащихся работать с книгой и справочной литературой, научить реферировать и рецензировать
- привлекать учащихся к участию в социально значимых проектах
- привлекать учащихся к исследовательской деятельности
В своей работе использую следующие направления и формы внеурочной работы по истории:
Массовая | Групповая | Индивидуальная | |
Исторические вечера Лекции и беседы Исторические экскурсии Викторины и конкурсы Олимпиады Конференции Неделя истории Просмотр фильмов |
Исторический кружок Походы и экспедиции Выпуск исторических газет Лектории Факультативы Работа над социальными проектами |
Чтение исторической литературы Работа в музее Написание рефератов и докладов Выполнение творческих заданий Работа над учебными проектами |
Внеурочная деятельность по истории и обществознанию – это конкурсы и викторины, экскурсии, работа над социальными проектами. Целью такой работы считаю помощь своим ученикам в создании их собственных творческих и исследовательских работ.
Со своим первым выпуском учащихся (2009г.) я начала работу по социальному проектированию. В процессе обсуждения проблем дети предложили разработать проект по теме межнациональных отношений – «Давайте жить дружно». Класс был очень многонациональным, с низким уровнем способностей учащихся, отсутствием должной мотивации к учению. В течение двух лет кропотливой работы с детьми над проектом были получены отличные результаты. Дети стали победителями в областном конкурсе социальных проектов, участвовали во «Всероссийском конгрессе юных граждан России», сформировали навыки учебного труда, поверили в свои силы, повысилась мотивация к учению. В течение пяти лет, были разработаны социальные проекты по различной тематике. Учащиеся рассматривали и предлагали свои варианты решения школьных проблем (проект - «Творим чудеса своими руками»), экологических проблем (проект - «Родному посёлку – экологическую чистоту и развитие»), проблем местного самоуправления (проект - «Гражданская инициатива»). Все 17 выпускников этого класса успешно сдали ЕГЭ, поступили в высшие и среднеспециальные учебные заведения на бюджетной основе. Свой жизненный выбор отдают предпочтению жизни в родном посёлке.
Смотреть видеоматериалы – "Я гражданин России".
Сегодня учащиеся моего класса, где я работаю классным руководителем, разработали два социальных проекта – «Школьная жизнь» (проблема адаптации школьников - 2010) и «Защита прав ребёнка в образовании» (2011). Ежегодно мои учащиеся представляют учебные проекты по истории и обществознанию на муниципальных и областных фестивалях проектов.
В 2011-2012 учебном году для учащихся 5 классов вела предметный кружок по истории - «КЛИО». В 2013-2014 провожу факультативы - «Основы налоговых знаний» (10 класс), «Занимательная история» (5 класс). Ежегодно в школе проходят предметные недели истории и обществознания. В 2013 году в рамках недели правовых знаний был проведён школьный конкурс «Знатоков права», организована работа волонтёрской группы учащихся 9 класса, которые подготовили буклеты «Твои права». Инициирую своих обучающихся к участию в интеллектуальных конкурсах по истории и эвристических олимпиадах (Золотое Руно). Количество участников интеллектуальных конкурсов ежегодно увеличивается. Мои учащиеся принимают участие в муниципальных научно-практических конференциях. В 2012 году, для учащихся 8 класса, я организовала экскурсию в город Санкт-Петербург – с целью знакомства детей с историческими памятниками. Такая внеурочная деятельность позволяет не только углубить знания истории и обществознания, но также способствует сознанию обучающимися практической важности изучаемых предметов, формированию целостной картины мира, развитию их творческой и гражданской компетенции.
Классное руководство
В 2013-2014 учебном году являюсь классным руководителем 9А класса.
Мой девиз -
"Будь рядом и вместе с учеником"
Карта – анализ воспитательной работы в 8А классе 2012-2013 учебный год
№
|
Направления воспитательной работы
|
Проведённые мероприятия
|
1.
|
Художественно-эстетическое
|
-оформление классного уголка
- Организована поездка в г.Санкт –Петербург, посещение музеев.
- Классный час «Этикет в вопросах и ответах
- интернет-экскурсия по музею панораме «Бородинская битва»
- участие в конкурсе «Чудеса из мишуры»
- участие в подготовке школьного вечера «День святого Валентина»
- оформление информационного стенда «1812 год на карте Российской империи»
- участие в вечере «Посвящение в старшеклассники»
- участие в подготовке к празднику «Золотая Осень»
- привлечение детей к участию в общепоселковых мероприятиях
|
2.
|
Научно-познавательное
|
- проведение классных часов –заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»
- тематический диспут «Современные нравы
- интеллектуальный марафон «По страницам прочитанных книг
- информационный классный час «Секреты гениальности»
- привлечение учащихся к участию в предметных интеллектуальных играх, олимпиадах, занятиях в НОУ учащихся.
|
3.
|
Духовно-нравственное
|
- привлечение учащихся к занятиям в клубе «Красная Гвоздика»
- участие в мероприятиях посвящённых празднованию 70 летию Сталинградской битвы
- участие в велопробеге «Героям земли Отчей посвящается»
- участие в районном конкурсе чтецов «Вам не видать таких сражений»
- конкурс патриотической песни «О героях былых времён»
- участие в районной конференции «Два века в памяти истории»
|
4.
|
Спортивно-оздоровительное
|
- участие в Дне здоровья «Богатырсеая ты наша сила»
- родительские собрания «Вредные привычки как им противостоять»
- анкетирование родителей «Режим дня подростка»
- классный час «Здоровый образ жизни», «Суд над наркотиками»
- классный час «Наше условие – нет сквернословию»
-участие в акции «Спорт альтернатива пагубным привычкам»
- участие во Всемирном Дне здоровья
- поход по родному краю
- участие в различного вида спортивных соревнованиях
|
5.
|
Социальное
|
- участие в акциях по благоустройству территории школы и посёлка
- участие в общественно-полезном труде
- работа на закреплённом пришкольном участке
- участие в акции «Спасаем Деревья»
- участие в акции «Забота», месячнике добрых дел.
|
Проводимая в подобной форме работа способствует повышению уровня воспитанности учащихся.
Оказание консультативно-методической помощи родителям обучающихся.
В 2012-2013 учебном году в 8а классе были проведена следующая работа с родителями. В начале учебного года совместно с родительским комитетом был составлен
план работы на учебный год. Проводились родительские собрания по следующей тематике:
№
|
дата
|
родительские собрания
|
1.
|
сентябрь
|
«Наш ребёнок – восьмимиклассник. Особенности развития подростков. Пути решения проблем, связанных с половозрастными изменениями».
|
2.
|
октябрь
|
«Вредные привычки как им противостоять?».
|
3.
|
ноябрь
|
«Воспитание у школьников ответственного отношения к учению».
|
4.
|
декабрь
|
«Бег через дорогу враг, особенно зимой».
|
5.
|
январь
|
«Семейные конфликты»
|
6.
|
февраль
|
«Анкетирование- Режим дня подростка. Итоги социометрических исследований в классе. Рекомендации»
|
7.
|
март
|
«Школа - второй дом. Какой мы хотим её видеть?».
|
8.
|
апрель
|
«Родителям о роли общения в жизни подростка».
|
9.
|
май
|
«Роль родителей в организации досуга, труда и отдыха подростков».
|
Родительские собрания проводились в форме лекториев, бесед, диспутов. На собраниях давались рекомендации родителям и памятки по воспитанию детей. С
родителями также проводилось анкетирование на тему «Режим дня подростка», по итогам которого родителям были даны индивидуальные рекомендации по организации
правильного режима детей. Ежемесячно в течение года проводились индивидуальные беседы с родителями, посещались семьи подростков, совместно с членами
родительского комитета, учащихся состоящих на учёте, а также требующих повышенного внимания. Родители 8а класса участвовали в подготовке и проведении
следующих мероприятий:
№
|
дата
|
мероприятия
|
1.
|
сентябрь
|
Участие родителей в подготовке ко Дню учителя. Оформление праздничной стенгазеты.
|
2.
|
сентябрь
|
Участие родителей в Дне здоровья
|
3.
|
октябрь
|
Подготовка к род.собранию –обсуждение итогов успеваемости.
|
4.
|
октябрь
|
Участие РК в рейдах в семьи учащихся, требующие повышенного внимания.
|
5.
|
ноябрь
|
Подготовке к празднованию дня именинника.
|
6.
|
декабрь
|
Участие родителей в подготовке новогоднего праздника, оформление праздничной газеты.
|
7.
|
январь
|
Участие родителей в подготовке к проведению «Аукциона знаний» по истории
|
8.
|
февраль
|
Подготовка к празднованию Дня защитника Отечества.
|
9.
|
март
|
Участие родителей в подготовке и проведении классного вечера.
|
10.
|
апрель
|
Привлечение родителей к работе по благоустройству закреплённого участка.
|
11.
|
май
|
Привлечение родителей к участию в походе по родному краю.
|
Смотреть фотоальбом "Классное руководство"
6. Учебно-материальная база
Кабинет истории в настоящее время оснащен следующим оборудованием:
- Интерактивная доска;
- Проектор;
- Компьютер;
- Телевизор, DVD; Mimio приставка;
- Набор DVD дисков и видеокассет по различной учебной тематике;
- Мультимедиа диски для 6 – 7 классов;
- Электронная библиотека «Кирилла и Мефодия»;
- «Живая география» - комплект цифровых карт по всемирной истории и истории России
- «Живая история Отечества» – электронное методическое оснащение к урокам по всем классам
- Обучающие программы ЦОР «Права ребёнка», «Подготовка к ЕГЭ по истории»;
- Презентации выполненные учителем и учащимися ;
- Словари и справочники; книги для внеклассного чтения, дополнительная литература;
- Кабинет имеет выход в Интернет.
- Перечень справочной литературы дидактических материалов для обучающихся:
- авторские дидактические раздаточные материалы
- перечень оригинальных наглядных пособий
- исторические и политические карты
- набор плакатов и схем по истории и обществознанию